Игры для самых маленьких детей, развивающие речь

Игры для самых маленьких детей нужны для того, чтобы научить малыша общаться. Ведь новорожденный умеет только кричать. Когда он подрастает, у него на лице можно распознать эмоции. Конечно, у самого маленького малыша все происходит рефлекторно. Задача мамы – с помощью игры научить ребенка осознанно выражать свои желания. Чтобы понимать без слов то, чего он не может выразить речью.

Игра «показываем пальчиком»

В эту игру мы с маленькой дочкой начали играть где-то с четырех или пяти месяцев. Я держала ее на руках, носила по всем комнатам, показывала пальцем на предметы и громко их называла. Особенно мы тыкали пальчиком в те объекты, которые удовлетворяли потребность моей маленькой дочки. Это еда, одежда, игрушки. Так же популярностью у нас пользовались члены семьи. И самые любимые дочкины вещи – лампа, собака, бабочка на картинке. Конечно, данная игра не совсем развивающая речь. За то ребенок научился первому общению, показывая на желаемые предметы.

Детские книжки

Когда малышка научилась сидеть, я купила ей несколько красочных книжек для самых маленьких. Помню момент, когда дочка сидела в кресле, подпертая подушкой. Я дала ей сразу все четыре книжки. Тогда мой ребенок еще не понимал, зачем нужны эти яркие квадратики. Но на ее лице было бесконечное счастье! Дочка смотрела на книжки, перебирала их ручками и издавала благостные звуки от удовольствия. С тех пор мы регулярно покупаем книжки для самых маленьких. Читаем их, обсуждаем все, что там нарисовано. Таким образом, развиваем речь.

Смотрим развивающие видео

Затем мы открыли для себя мир мультиков. Самым первым развивающим мультфильмом для нас стал «Тини лав». Герои мультфильма использовали элементы игр. Например, прятались в коробку, их надо было найти. Это понятие пригодилось потом для игры «прятки».

Не могу промолчать о  карточках Домана. Эти видео мы с удовольствием смотрим до сих пор. Забываем, потом опять смотрим. И я удивляюсь результату! Сейчас моей дочке 1 год, 9 месяцев. Она иногда говорит мне такие вещи, которым я ее не учила. Например, увидела картинку с луной и звездами и сказала, что это ночь. Простые слова (мама, папа, баба, дай, пить, спать, ав-ав и др.) она начала произносить после года. А понятия «не хочу», «идет снег», «кошка спит», «весело», «на улице холодно» у нее появились после регулярных просмотров развивающих мультиков.

Пальчиковые игры

Конечно, мы тренируем не только язычок, но еще пальчики. Упражнения для кистей рук, где  мелкая моторика для нас – святое! О пальчиковой гимнастике я уже писала. Напишу теперь, в какие развивающие игры мы играем дома.

Рисование

Во-первых, мы много рисуем. Первые фломастеры нам подарил Дед Мороз на празднике. С тех пор стены, мебель, пол, книги у нас разрисованы витиеватыми цветными линиями. За такое творчество нельзя ни в коем случае ругать. Иначе можно загубить талант на корню. Кроме фломастеров, мы рисуем цветными карандашами, шариковыми ручками, мелом, пальчиковыми или акварельными красками.

Мелом дочка рисует на специальной маленькой доске. Потом свое художество она влажной тряпочкой стирает сама. Пальчиковые краски нам даются сложно. Может быть потому, что малышка не макает пальчик в краску, а «подцепляет» ее. Поэтому пальчик остается сухой, а краска – сверху, на ногте. Но мы дальше тренируемся с пальчиковыми играми.

Особую радость приносит дочери рисование акварельными красками. Они яркие, интересные. И рисовать ими можно кисточками разной толщины. Причем, делать маленькие «следы» или большие «дорожки». Сначала я покупала дочке книжки-раскраски, где рисунок раскрашивался водой. Но там были бледные цвета. Акварельные краски принесли намного больше эмоций, из-за яркости. Однако, макать кисточку пришлось учиться заново. Сначала мы просто попробовали рисовать разноцветные пятна. Не забывали называть цвет: синий, красный, желтый и так далее. Потом мы нашим рисункам стали давать конкретные названия: солнышко, ягодки, листочки, травка. Совсем не важно, что разноцветное пятно не похоже на травку или собачку. Гораздо важнее, чтобы этот процесс приносил удовольствие, моральное удовлетворение. Для этого я всегда хвалю дочку.

Игры для самых маленьких детей, развивающие речь

пальчиковые краски

Аппликации

До тех аппликаций, которые рисуются, вырезаются, а потом наклеиваются клеем, мы еще не доросли. Хотя, другие дети в нашем возрасте выполняют уже такие задания. Многое зависит от запаса терпения мамы. У меня его не всегда хватает. Поэтому, пришлось  купить несколько готовых книжек с наклейками. Я помогаю дочке отлепить наклейку и найти нужное место, чтобы ее вклеить. Она делает это с большим удовольствием. Конечно, получается не всегда ровно, но я все равно ее хвалю. Ведь это тоже развивающие занятия. С постоянными тренировками будет получаться лучше.

Лепка

Недавно мы начали осваивать пластилин. Старательные мамы делают соленое тесто для лепки. У меня пока не возникает желания изготавливать тесто своими руками. Поэтому мы взяли пластилин. Я отщипывала от него маленькие шарики, клала на лист бумаги. Дочка пальчиком раздавливала эти кусочки, получались маленькие лепешки. Под этот увлекательный процесс можно придумать множество игр. Например, на нарисованном дереве распускаются пластилиновые зеленые листочки. Или цветок зацвел разноцветными красками. Или надо накормить Машу и Медведя пельменями, ягодками или витаминками.

Еще у нас есть игра с маленькой куклой, когда она кушает еду, затем идет на горшок, потом ложится спать в кровать. Все предметы лепятся мной из разноцветного пластилина. После игры дочка «собирает пластилин в мячики». То есть, зеленый – к зеленому, синий – к синему. Приводим все в порядок, чтобы потом начинать новую игру «с чистого листа».

Игры для самых маленьких с песком и крупами

В последнее время мы увлеклись рисованием на песке. Но так как сейчас на улице у нас лежит снег. Песочница замерзла. Игру с обыкновенным песком я заменила игрой с манкой. Насыпала ее на столик для кормления (он у нас с бортиками). Если такого столика нет, то думаю, можно заменить его противнем или коробкой от конфет. С такой конструкцией тоже можно придумать разные развивающие игры.

Моя дочь сначала просто рисовала пальчиками на манке, оставляя различные линии. Потом я ей дала еще фасоль, ракушки и цветные камушки. Ей понравилось перебирать все это богатство. Из фасоли она складывает узоры, перекладывает ее в баночку или игрушечную тарелку. Манку она любит сыпать щепотками, как будто досаливает суп.

Игры с крупами тоже являются развивающими. Потому что тренируют не только мелкую моторику. Еще развивают воображение. А оно в жизни пригодится. Но, обязательно нужно следить, чтобы ребенок не засунул мелкий предмет в нос или рот. Я слышала про такой случай, когда малыш засунул в ноздрю горошину. Мама это не заметила. Обнаружилось все тогда, когда горох начал прорастать. Поэтому не надо оставлять своего ребенка наедине с развивающими играми. Неизвестно, к чему может привести его бурная фантазия.

Все перечисленные мною игры, развивающие занятия способствуют созданию нейронных связей в головном мозге детей. А значит, развитию речи, интеллекта. Ведь мы хотим, чтобы наши дети были не только здоровыми, но еще умными, воспитанными. Мне кажется, если с самых малых лет заниматься с малышами развивающими играми, покупать детям добрые развивающие игрушки, то в школе им будет учиться намного легче.

А как думаете вы? В какие игры вы играете со своими маленькими детьми? Какие развивающие занятия вам нравятся больше всего? Напишите комментарий к этой статье и поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей. Мне очень интересно знать, какие игры нравятся другим маленьким детям.